Немецкие фанаты сделали «свою Готику 3», и она просто гигантская, — наиграл в неё 200 часов

Рассказываю об «Одиссее», самой масштабной модификации для «Готики 2» из когда-либо созданных.

Немецкие фанаты сделали «свою Готику 3», и она просто гигантская, — наиграл в неё 200 часов

В своей прошлой заметке, касающейся мода «Легенда Ахссуна» для «Готики 2» я писал, что устроил для себя марафон прохождения готических модификаций в преддверии ремейка первой части. Что ж, релиз легенды так до сих пор и не состоялся, поэтому пришло время осветить следующий из списка артефакт древности — к слову, хоть вышедший уже более десяти лет назад, но до сих пор активно обновляющийся.

Про артефакт я ввернул не просто ради красного словца: ведь, как ни посмотри, «Одиссея» — это действительно реликвия, ожившая фанатская мечта из разряда «а что если перенести “Готику 3“ на движок “Готики 2“». Думаю, о подобном задумывался каждый фанат франшизы при знакомстве с третьей частью, печально знаменитой своим техническим состоянием на релизе и кабанами. И вот теперь мы в полной мере можем оценить то, насколько эта идея была удачной — а главное, насколько удачна её реализация, осуществлённая немецкой командой Odyssee-Modteam.

Кстати, возвращаясь к ремейку, как думаете, когда релиз? Обещали в первом квартале 2026 года. По-моему, было бы замечательно, если бы выход ремейка приурочили к юбилею оригинала — 15 марта ему исполнится вот уже целых 25 лет.

Главная музыкальная тема «Одиссеи». Спустя двести часов, хочешь ты того или нет, а мотивы эти становятся родными

В отличие от «Легенды Ахссуна», завязка «Одиссеи» максимально незатейливая: вот есть такой остров Атанос (хотя, на самом деле это скорее просто скала в море), на нём стоят военный форт и деревенька. По уверению местного командующего, это место имеет стратегически важное значение, однако затяжная война с орками до сих пор обходила этот кусок суши стороной.

Под руководство игрока предоставляется рекрут Роланд, простой паренёк. Настолько простой, что само повествование начинается с того, что ему нужно вырваться из под ареста — всё потому, что он в очередной раз проспал своё дежурство. Но у маленького человека большая мечта — стать паладином. Что ж, все мы Роланд в каком-то смысле, да и он вплоть до конца модификации, даже после всех свершений останется тем же простым парнем, не пройдя никаких внутренних метаморфоз.

В итоге эта мечта приводит Роланда на палубу корабля «Альбатрос», посланного с тайной миссией самим Робаром II и так удачно вставшим на якоря прямо у Атаноса, чтобы пополнить припасы. Война в самом разгаре и идёт далеко не в пользу Миртанийского королевства: «Альбатрос» и его команда — последняя надежда человечества.

Так и начинается «Одиссея — по поручению короля».

Кстати, впоследствии на Атанос предстоит вернуться — да и в целом дадут возможность плавать между островами. Вот тут Роланд, например, уже побывал в Варанте — одет как кочевник, а за спиной аркебуза
Кстати, впоследствии на Атанос предстоит вернуться — да и в целом дадут возможность плавать между островами. Вот тут Роланд, например, уже побывал в Варанте — одет как кочевник, а за спиной аркебуза

И, как вы уже прекрасно могли понять из подзаголовка, название мода полностью оправдано — в ходе своих приключений в составе команды «Альбатроса» Роланд посетит множество островов (в том числе и знакомый всем Хоринис) и, конечно же, попадёт и на сам материк. Вообще, хронологически действие «Одиссеи» происходит уже после того, как Безымянный герой завершил все свои дела на Ирдорате — поэтому сами можете представить, в каком плачевном положении находится Миртана.

То есть да, «Одиссея» вышла уже сильно позже «Готики 3» и полностью ориентируется на её лор — в этом плане авторы ничего от себя не сочиняли. Поэтому война уже практически проиграна, рунная магия уничтожена, над столицей стоит магический купол, а Готу подчинил демон с ордой нежити. Напрашивается соответствующий вопрос: «Так, а чем будет заниматься Роланд-то по итогу, если события соответствуют канону и есть Безымянный?». А всё просто: для него придумали своего врага эпического уровня — Баала Хандшара. В этот раз практически бессмертный слуга Белиара грозит миру своей армией нежити.

Сюжет звёзд с неба не хватает, ну вот совсем, он очень прямолинеен. Я бы даже сказал, что здесь он присутствует лишь просто как условность. Спустя уже достаточное время я не могу вспомнить каких-то сильных поворотов, харизматичных персонажей или интересных заданий (ну ладно, байки от старика Венцеля вайбовые были). Тут видно сразу: в отличие от «Легенды Ахссуна», разработчики «Одиссеи» сделали ставку явно не на сюжет и какие-либо интересные детали. Хотя я не могу сказать, что всё так плохо — видно, что в такую проработку минимально, но старались.

Правда, иногда до такого скрытого лора доходит. И да, в «Одиссее» можно встретить всех знакомых нам персонажей с оригиналов лично
Правда, иногда до такого скрытого лора доходит. И да, в «Одиссее» можно встретить всех знакомых нам персонажей с оригиналов лично
Даже Безымянного
Даже Безымянного
А вот так выглядят последствия сражения при Фаринге — третья часть лишь упоминает это событие, но не показывает — тут же решили воспроизвести. Свечение, если что, из-за установленного локатора
А вот так выглядят последствия сражения при Фаринге — третья часть лишь упоминает это событие, но не показывает — тут же решили воспроизвести. Свечение, если что, из-за установленного локатора

Вот на что они действительно сделали упор — это на масштабность, вновь повторюсь. Достаточно просто открыть описание мода для того, чтобы узнать, что разработчики вложили в «Одиссею» более 200 часов игрового процесса, целых 665 (!) квестов и множество «различных обширных миров». И не соврали! Тут вам и Варант, и Миртана, и даже Нордмар — по всему материку можно побегать. Правда, конечно, это не масштаб «Готики 3», но всё равно это достаточно большие территории по сравнению с каким-нибудь Хоринисом — к слову, его тоже расширили, добавив несколько новых просторных областей. Яркендара это тоже касается.

Но в погоне за всей этой масштабностью авторы мода забыли о хорошей проработке, да и обо всём остальном тоже. Возьмём, к примеру, Варант — здесь нам к исследованию представлена долина Тадмор. Это полностью выдуманная область, которая была создана разработчиками специально под тот сюжет, что они придумали, ведь именно в Ашдоде располагается, по легенде, гробница Баала Хандшара.

Так вот, огромная проблема этой территории заключается в том, что это, как бы выразиться помягче… вся область — это просто, кхм, жёлтая 1х1 текстурка, растянутая в тысячу раз. Между точками интереса очень много пустого пространства, заполненного огромным количеством монстров. И… всё, больше там ничего интересного нет.

Я понимаю, что пустыню по другому не изобразишь, но это прямо апофеоз всей этой масштабности ради масштабности. И гринда ради гринда — ведь монстров напихали щедрой рукой на все карты. Вообще время, проведённое в этом моде, идёт преимущественно не на выполнение заданий, а просто на зачистку карт от мобов.

Вот так выглядит карта Тадмора. Всё самое интересное уже отмечено
Вот так выглядит карта Тадмора. Всё самое интересное уже отмечено

Ну и какие-то локации выглядят очень странно: например, в Хоринисе есть целая огромная лавовая пещера, где нужно аккуратно передвигаться по каменным отросткам, чтобы не упасть —это больше напоминает какой-нибудь Dark Souls, а не «Готику». Ну или другой пример — оставшиеся храмы Белиара. Исследовать их было совсем не весело, так как они намеренно сделаны запутанно, набиты мобами — и уже под конец ты скорее молишься о том, чтобы это быстрее закончилось, а не радуешься полученной награде.

Ну вот так по замыслу разработчиков выглядит один из храмов. Что там по бокам, спрашиваете? Просто... пустота. Дивные у Белиара, конечно, архитекторы, учитывая, что вход сюда располагается в пещере
Ну вот так по замыслу разработчиков выглядит один из храмов. Что там по бокам, спрашиваете? Просто... пустота. Дивные у Белиара, конечно, архитекторы, учитывая, что вход сюда располагается в пещере

Это же дело частично касается и квестов — в частности, сейчас я пишу о тех, что были в Хоринисе. Дело в том, что некоторые из них выдернуты прямиком из оригинала. Не совсем понимаю, зачем это нужно было, кроме как набить счётчик. Но на самом деле их не очень много — только на Хоринисе такое встречается, и уже после освобождения его из под гнёта орков.

Но прежде чем Хоринис освободить, игра принуждает игрока к этакому социальному стелсу — нужно раздобыть у орков важные сведения, предварительно добыв одежду наёмника и переодевшись в неё. И, казалось бы, это на самом деле интересная геймплейная ситуация, но её рушит то, что всё сделано слишком не интуитивно — достаточно убить несколько орков, чтобы они стали враждебными даже при активной маскировке. А ведь каких-то надо убить, чтобы продвинуться дальше — вот и сиди гадай, как всё провернуть по красоте.

Ситуация повторится в Варанте — там хотя бы всё примерно понятно. Но тут уже другая проблема: разработчики слишком полюбили взятый ими из тройки троп «добейся уважения в городе, чтобы пройти к начальнику». Серьёзно, в какой-то момент уже глаза закатывались от того, что нужно помочь всем-всем ради респекта, чтобы продвинуться дальше — и это всё в рамках главного сюжета, а не какой-то дополнительной активности.

А после всех стелс-миссий придётся освобождать города — думаю, нет смысла напоминать, что напарники в этом деле бесполезны, так как имеют тенденцию быстро умирать и это нужно всё проворачивать самому. Кучу раз.

Даже, в общем-то, в Венгарде под куполом надо маскироваться
Даже, в общем-то, в Венгарде под куполом надо маскироваться
Вот так выглядит местная Гота
Вот так выглядит местная Гота
А это — местные кабаны. Ладно, этот квест всё-таки запомнился, признаю — учитывая то, что я писал выше
А это — местные кабаны. Ладно, этот квест всё-таки запомнился, признаю — учитывая то, что я писал выше

Ну ладно, хватит полоскать мод, есть у него и сильные стороны. Безусловно, это сам геймплей — саму формулу «Одиссея» не переизобретает, но добавляет в неё много чего нового. Тут и новое снаряжение, и даже шлемы; и возможность сражаться со щитом в руке (правда, это не слишком удобно); и дополнительные боевые навыки; и заточка оружия и снарядов, как и возможность их отравить; и готовка перманентных супов; и друидские превращения; и горное дело; и возможность делать магические стрелы и болты; улучшение брони; наконец, можно изготавливать бижутерию.

Тут много всего, прямо рай для тех людей, что любят заниматься крафтом в игре. И да, раскачка тут по итогу такая, что очков обучения хватит для всего и даже с избытком — я вот к концу игры взял 140-й уровень. И это при том, что оригинальную «Готику 2» с аддоном заканчиваешь где-то на 50-м.

Заняло это всё действительно двести часов — в заголовке не преувеличение
Заняло это всё действительно двести часов — в заголовке не преувеличение
Можно, кстати, установить поверх мода ещё один, с ачивками
Можно, кстати, установить поверх мода ещё один, с ачивками

Ну и в каком-то смысле плюсом «Одиссеи» является её масштабность, хоть ранее я её и критиковал: ни один мод не сможет вам предложить столько разного контента и главное — чувство большого приключения, кроме, наверное, знаменитого «Возвращения». Или «Архолоса», но вновь это уже другая весовая категория: не устану повторять, что «Архолос» — это полноценная отдельная игра, а не просто обычная фанатская модификация.

В любом случае это был интересный опыт — посмотреть на эдакую «Готику 3 дома» и посетить Миртану и Нордмар, вдохновлённые ею, послужить королю Робару II, просто потыкать во всё это на движке второй части. Возможно, «Одиссея» даже послужила бы хорошей альтернативой спорной третьей части, но она слишком сильно утопает в своей масштабности: трёшка, при всей кажущейся своей огромности, проходится часов за 100, если делать вообще всё. А тут на мод надо потратить часов 200 — не знаю, кто в здравом уме, кроме меня, будет этим заниматься, даже если очень любит оригинальную игру.

Да и это не совсем альтернативный взгляд на третью часть — многие геймдизайнерские решения и вещи просто скопированы оттуда. Но справедливости ради, разработчики и не позиционировали мод как «свою Готику 3» — это просто мои мысли, которые возникли в голове после прохождения.

Ну а что, тут тоже ищешь повстанцев и помогаешь им...
Ну а что, тут тоже ищешь повстанцев и помогаешь им...
И бегаешь по Миртане — вот примерно такие локации на материке
И бегаешь по Миртане — вот примерно такие локации на материке
Да даже главный сюжет мода завязан на том, чтобы найти Ксардаса, как и в Готике 3
Да даже главный сюжет мода завязан на том, чтобы найти Ксардаса, как и в Готике 3

Вот такие мысли примерно остались после прохождения «Одиссеи». И огромная усталость, ведь ближе к концу, примерно в Варанте, просто бегать и гриндить мобов становится совсем уныло — ты занимался этим перед пустыней, будешь заниматься и после... Переборщили, одним словом.

Забавно, кстати, что согласно внутриигровому счётчику дней, прошёл ровно год, вот такое вот приключение. Ругать после такого мод мне не очень хочется, но и сильно рекомендовать тоже — только если вам сильно не хватает готического духа, а оригиналы и другие моды давно пройдены.

К слову, пока писал эту заметку, обнаружил, что, оказывается, есть отдельный маленький мод, который служит прологом к «Одиссее». В него я, разумеется, не играл, так как попросту не знал о существовании подобного, но тут прикладываю ссылочку — пусть будет.

Как и в случае с заметкой по «Легенде Ахссуна» публикую в конце список модификаций, с которыми и пробежал «Одиссею». В целом, всё стандартно: накатывать что-то помимо базы необязательно, но рекомендую обратить внимание на локатор и ускорялки — это прямо те вещи, что сильно облегчат прохождение этого монструозного мода, а их использование оправдано.

Ну, по крайней мере, если кто спросит — можете на меня ссылаться, я разрешил!

  • Steam Launcher Optimizer — перед каждым своим запуском оригинальный лаунчер тратит слишком много времени, что-то просчитывая: проблема усугубляется пропорционально размеру установленных модификаций. Небольшой фикс оптимизирует весь процесс, увеличивая скорость в разы.
  • D3D11 Renderer Mod — перенос графической составляющей игры на более современный уровень.
  • Change Sky Texture Plugin — красивая замена текстуры неба для тех, кто поставил предварительно D3D11 Renderer Mod.
  • Union — патч, исправляющий баги движка, улучшающий стабильность, но главное — позволяет сложным модификациям работать лучше. На его основе сделаны пользовательские плагины.
  • Odyssee 2.7.4.4 — базовая модификация. Русский язык уже включён в неё, нужно только не забыть выбрать его в самом лаунчере.
  • ODYSSEE OVERHAUL — текстурный пак, перерабатывающий многие текстуры и модели. Использует наработки из других модов и паков: Архолос, Gothic II Graphics Overhaul, Новый Баланс, GTR, пак от Artemiano. Отличный, правда в какой-то момент у меня обновилась «Одиссея» и пак перестал работать — так что его работоспособность гарантировать не могу.
  • Union Odyssey Achievements Plugin — вводит в игру достижения за выполнение сюжетных задач. Мелочь, а приятно — тем более что к ачивкам привязаны перманентные бонусы.
  • Union Teleport Plugin for Odyssee 2.7.4 — мод, который позволяет выводить меню с телепортами. Отличная альтернатива тому, чтобы бесконечно копаться в инвентаре (камней становится слишком много в какой-то момент), но я ей не пользовался, но вам советую.
  • Union Dexterity Plugins for Odyssee 2.7.X — мод для ловкачей: теперь шпаги получают бонус к урону не от силы, а от ловкости. Опять же, я им не пользовался, так как был универсалом — но может кому пригодится.
  • Union Gothic Screen Info — плагин, выводящий дополнительную информацию на экран: дата и время, количество боеприпасов и так далее. Но самое важное — содержит ускорялку, что позволяет сэкономить время на лишней беготне.
  • Union Advanced Inventory — удобный и настраиваемый расширенный инвентарь, разбитый на категории.
  • Quick Loot — плагин для пропуска анимаций подбирания предметов и лута. Как и ускорялка, экономит время.
  • New Vob Locator — плагин, подсвечивающий несобранные предметы. Полезен, когда нужно найти какой-то тщательно спрятанный квестовый предмет, который уже нет сил искать. Нечестное преимущество? Плагин можно настроить так, чтобы было честнее — ну или не пользоваться вовсе.
  • Union Thief Helper — показывает подсказки при взломе сундуков, а ещё подсвечивает неписей в зависимости от того, было ли у них что-то уже украдено или нет. Полезная штука, облегчающая учёт всего связанного с воровским ремеслом.

До следующих встреч!

Написал Riverander

Специально для торговой площадки FunPay
210
123
12
10
4
2
2
1
1
1
1
1
1
302 комментария